2016-2017 учебный год

Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) 3 мая

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление не позднее 18 апреля 2017 г. 

Заявления подаются обучающимися в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации в органах управления образованием муниципальных районов и городских округов по месту прописки или по месту фактического проживанияместа регистрации выпускников прошлых летместа регистрации обучающихся СПО.  

Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании.


Темы сочинений

Темы сочинений 01.02.2017

Темы сочинений 07.12.2016 


Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). 

Заявления подаются обучающимися в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации в органах управления образованием муниципальных районов и городских округов по месту прописки или по месту фактического проживанияместа регистрации выпускников прошлых летместа регистрации обучающихся СПО.  

Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании. 

Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных

Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Результаты итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

Срок действия результатов итогового сочинения 

Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.

Методические материалы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (письмо Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764) направила для использования в работе уточненные редакции следующих методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году:

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения).
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения).
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения).
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения).
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
  9.  Приложение 1 к рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ. Бланк регистрации.
  10. Приложение 1.1 к рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ. Бланк записи.
  11. Справка об основных изменениях в методических рекомендациях по сочинению на 2016-17 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

2015-2016 учебный год

Темы сочинений 04.05.2016

Темы сочинений 03.02.2016

Темы сочинений 02.12.2015


Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). 

Заявления подаются обучающимися в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности (Приложение 1). 

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации в органах управления образованием муниципальных районов и городских округов по месту прописки или по месту фактического проживания (Приложение 2): места регистрации выпускников прошлых летместа регистрации обучающихся СПО.  

Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании. 

Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных (Приложение 3). 

Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Результаты итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

Срок действия результатов итогового сочинения 

Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "О направлении для использования в работе уточненных редакций методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году"

1. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для ОО

3. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

4. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ

5. Приложение 1. к Рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ. Бланк регистрации

6. Приложение 1.1. к Рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ. Бланк записи

7. Приложение 2. к Рекомендациям по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ. Ведомости, протоколы, списки

8. Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)



Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.   

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

· обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

· обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая.

Время написания – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

2014-2015 учебный год



Темы итогового сочинения в Удмуртской Республике 2014-2015:



Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования. 

Выпускники прошлых лет и студенты колледжей и техникумов, получающие среднее общее образование в образовательных организациях среднего профессионального образования, также имеют право на участие в итоговом сочинении (изложении). 

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). 

Итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года. 

Для тех, кто по уважительной причине не смог присутствовать в основной день или получил «незачет», предусмотрены резервные даты - 4 февраля и 6 мая. Переписать сочинение выпускники могут только один раз. 

Заявления подаются обучающимися в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности (Приложение 1). 

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации в органах управления образованием муниципальных районов и городских округов по месту прописки или по месту фактического проживания (Приложение 2): места регистрации выпускников прошлых лет, места регистрации обучающихся СПО.  

Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании. 

Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных (Приложение 3). 

Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут. 

В день проведения итогового сочинения (изложения)  участник итогового сочинения (изложения) должен иметь с собой гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета. 

Участнику итогового сочинения разрешается пользоваться орфографическим словарем, выданным членами комиссии. 

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». 

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.

20 ноября будет проведена апробация технологии проведения итогового сочинения (изложения). 

Приложение №1 к письму Рособрнадзора от 27.11.20№02-747 "Бланки итогового сочинения (изложения)"

Приложение №2 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)"

Приложение №3 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Отчетные формы"

Приложение №4 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"

Приложение №5 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)"

Приложение №6 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования"

Приложение №7 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)"

Приложение №8 к письму Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)"




Документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (письмо Рособрнадзора от 01.10.2014 № 02-651): 





Войти через ЕСИА (Госуслуги)